Stones Throw Records: Империя Peanut Butter Wolf. История лейбла
В конце 70-ых маленький Крис Мэнек и подумать не мог бы, что через тридцать лет его имя практически забудется за ширмой Peanut Butter Wolf, а его «коллекция» записей из пары пластинок, подаренных родителями на Рождество, превратиться в один из крупнейших независимых звукозаписывающих и издающих лейблов – Stones Throw Records.
Началось все с первой записи «What’s Goin On» в исполнении Marvin Gaye, дальше Крис уже не мог и не хотел контролировать свою одержимость музыкой – вместо субботних мультфильмов он смотрел по телевизору музыкальные программы, которые начинались в 6 утра.
В 79-ом парню исполнилось 9 лет и он начал получать пособие. Естественно же, все деньги стали уходить на пластинки – каждую неделю покупались 45 синглы, а по праздникам 12″ винилы или альбомы. А потом появились релизы Sugarhill, Tommy Boy, Sunnyview, Beauty & the Beat и Def Jam. В 14 лет Крис стал сводить свои первые миксы, которые раздавал в школе друзьям, разжился где-то драм-машиной и записал демо с группой The Slobs, которое впоследствии кануло в лету. Через два года увлечение музыкой стало причиной серьезного скандала в семье Мэнек – Крис упорно отказывался поступать в колледж, который считал ни чем иным, как препятствием в своей музыкальной карьере.
Наверное по иронии судьбы именно колледже стал отправной точкой это самой карьеры – с подачи своего нового товарища Кима Коллета, который работал диджеем на местном радио и лейбле PMR Records Крис с товарищами выпустили свой первый релиз «You Can’t Swing This» под именем Lyrical Prophecy.
Винил был отпечатан на деньги родителей. 500 долларов вложений и 500 копий сингла, которые так и не нашли своих ценителей, а авторы до сих пор не знают судьбу большей части тиража – пластинки без мастеринга и обложек раздавались друзьям и знакомым без всякой платы. Но парни стали локальными звездами – тогда и думать никто не мог, что какие-то белые студенты из Сан-Хосе смогут выпустить хип-хоп релиз!
Чуть позже Крис начинает общаться с Чарльзом Хиксом aka Charizma. В последствии он скажет: «мы настолько хорошо ладили вместе, что часто шутили – еще до того, как познакомились, мы уже были группой». Это было действительно так и через некоторое время плодотворное сотрудничество стало приносить результаты.
Было решено предпринять попытку выйти на контакт с каким-либо лейблом. Естественно же дуэт совершил ошибку большинства молодых артистов – самомнение взяло вверх над здравым смыслом и Charizma с Peanut Butter Wolf отказали предложениям Wild Pitch и Tuff City, рассчитывая как минимум на контракты с Elektra или Jive. После такого шага предложения не посыпались как из рога изобилия, поэтому следующее же предложение от Hollywood BASIC (дочернего лейбла Walt Disney) было принято. Но релизу не суждено было увидеть свет именно тогда – Hollywood BASIC стал быстро испытывать трудности в работе с артистами, так как те не хотели делать форматные песенки, а совет директоров не видел лейбл в роли «инкубатора для гангстеров». А в 1993 Charizma был убит.
Первым желанием Peanut Butter Wolf было бросить музыку. Но такое решение он сам посчитал предательством по отношению к Charizma и продолжил заниматься хип-хопом, отдавая больше времени инструменталам и продакшну – был выпущен «Peanut Butter Breaks», «Step On Our Egos» и несколько компиляций «Return Of The DJ». Но Криса не оставляло желание выпустить записи погибшего друга.
После работы с лейблами у Криса сложилось желание и четкий план – делать свой лейбл, ведь он сможет это ничуть не хуже других! Первым шаг был сделан – он убедил в этом себя, а второй не заставил ждать – один из крупнейших дистрибьюторов на то время Nu Gruv Alliance дал согласие на распространение продукции и в 1996 свет увидел первый релиз под лейблом Stones Throw Records – естественно это был сингл «My World Premier» от Charizma и Peanut Butter Wolf. Этому материалу было уже несколько лет – прошло 3 года после смерти Charizma, а люди слушали и считали это чем-то «свежим» в хип-хопе. Годом позже Крис участвовал в съеме видео KRS One «Step Into A World» и в перерывах между съемками кто-то поставил его винил. Слушая запись, KRS One принялся пританцовывать, после чего попросил диджея отдать ему копию, так как она ему очень понравилась. В тот момент Крис понял, его жизненная цель были достигнута – одобрение от кого-то, кто повлиял на него.
С того момента прошло более 20 лет и на данный момент Stones Throw является одним из ведущих независимых лейблов в мире. Музыка из каталога ST – это невероятный сплав из джаза, хип-хопа, электроники, психоделического рока и соула. По прошествии лет ST стал больше чем лейблом – он являет собой свободный эксперимент в музыке, происходящий в наше время, в котором принимают участие одни из самых ярких рэп-артистов : Madlib, Oh No, MF Doom, J Dilla (R.I.P.), Mayer Hawthorne, MED, Рercee P, Guilty Simpson, James Pants, Dam-Funk, J Rocc, Dudley Perkins, Omar Rodriguez Lopez , а дочерние лэйблы Now-Again Records и Soul Cal Records переиздают редкую музыку из 60-70-ых годов, которую в детстве и собирал Крис. Тот самый Крис Мэнек, который построил свою империю на школьных завтраках.
История лейбла Stones Throw, это без преувеличений история жизни Криса Мэнека. Он всегда относился к нему не как владелец и исполнительный продюсер, а как родитель. На лейбле никогда не издавались релизы, которые не нравились Крису – если он не чувствовал в музыке души артиста, он отвечал отказом. «Если я ошибусь и откажу хорошему артисту, я пойму, что я перестал понимать музыку. Тогда я закрою Stones Throw». Вы скажите – эгоистичная и однобокая политика? Ничуть. Ни разу за всю историю лейбла не сделав ставку на коммерческую составляющую, Крис остался в выигрыше во всех аспектах.
«Я сам артист, поэтому я помогаю артистам. Я сам диджей, поэтому я не прекращу выпускать винил. Я начинал коллекционировать музыку на 45-синглах, поэтому я выпускаю 45. Моя задач – двигаться вперед и я не остановлюсь.»