Брейкуют все!
Мода на брейкданс возникла в 80-е годы прошлого века. Вместе с танцем популярной стала и музыка. ProstoMusic изучал историю появления и эволюции b-boying музыки, а также выяснял, кто же из исполнителей стал наиболее популярным в данном жанре.
Еще в начале 70-х годов прошлого века появились танцоры, своеобразно двигавшиеся в ритмах музыки. Они стали родоначальниками танца, который получил название «Good Foot» (от названия альбома легендарного соул-исполнителя Джеймса Брауна). «Good Foot» сочетал в себе ритмические движения, падения на землю, и различные элементы вращения.
Со временем «Good Foot» эволюционировал в другой танцевальный стиль – «B-boying». Зародившись в одном из Нью-Йоркских районов – Бронксе, - именно b-boying и стал основой для развития брейк-данса. Терминологию «B-boy» или «B-boying» предложил нью-йоркский ди-джей Кул Херк, который нередко крутил пластинки на уличных вечеринках.
Само слово «B-boys» является сокращением от «Break-boys», то есть, парни, танцующие под ломаные ритмы музыки (отсюда и появилось название «Breakbeat»).
«B-boying» 70-х годов интересен не только своим музыкальным сопровождением, но и разнонаправленностью танцевальных стилей. Сложно переоценить влияние на стилистику брэк-данса фильмов, использовавших тематику восточных единоборств, в особенности с участием Брюса Ли. Некоторые танцевальные элементы, такие как «windmills» (вращение по кругу на полу с перекатыванием с груди на плечи и спину и одновременным вращением ног в положении, имитирующем букву «V»), вошли в арсенал брейк-дансеров, благодаря боевому стилю кунг-фу. Пуэрториканские танцоры продвинули брэйкданс на новую ступень развития, добавив акробатических трюков, придумывая все новые и новые сложные танцевальные элементы.
Брейк-данс уже в те годы укоренился в хип-хоп культуре и стал ее неотъемлемой частью.
В 80-е годы ХХ века брейк покорил Европу, чему способствовал выход на экраны фильма «Wild Style» и мировое турне в его поддержку представителей хип-хоп культуры, давших, в том числе, два грандиозных концерта в Париже и в Лондоне. Середина 80-х годов ознаменовалась пиком популярности брейк-данса, вошедшего в мир шоу-бизнеса и максимально использовавшегося в развлекательной индустрии – от рекламных роликов до музыкальных клипов и телешоу. Сегодня брейк-данс той эпохи называют олдскул, и с умилением вспоминают те времена .
Во многих странах мира, таких как Япония, Южная Корея, Бразилия и даже Камбоджа, b-boying не утрачивал своей популярности вплоть до конца 90-х годов прошлого века. В СССР времен перестройки брейк-данс был настолько популярен, что некоторые режиссеры, снимая фильмы о молодежи того времени, отдавали танцу небольшие эпизоды фильма, как например сделал режиссер Карен Шахназаров в своем фильме «Курьер» 1986 года. К слову, трек «Rockit » Хэрби Хэнкока в обработке «B.T. & The City Slickers», звучащий в фильме и ставший популярным в СССР, в такой версии выпускался лишь однажды, в 1984-м году, на американском сборнике «Electric Breakdance».
Что же касается музыкального сопровождения, то нельзя однозначно говорить, что «b-boying» не признает ничего иного, кроме хип-хопа. Да, этот стиль музыки доминирует среди би-боев, однако брейк – ломанный ритм, может быть наложен с помощью ремиксов и на другие музыкальные стили, такие как джаз, фанк, соул (с которой собственно и начался b-boying), электронная музыка, диско.
Благодаря ди-джею Кулу Херку, брейк стал важным элементом в танцевальной музыке. По сути, брейк – часть музыкального произведения, когда ритм-секция на несколько тактов перестает «следовать» за солирующими инструментами или вокалистом, применялся и в джазе, например Чарли Паркером в пьесе «A Night in Tunisia ».
В лексиконе ди-джеев «брейк» - это когда все элементы песни (например, басовая линия, вокал и пр.), кроме ударных, замолкают на некоторое время.
Ди-джея Кула Херка можно назвать создателем брейк бита – сэмплов, состоящих из повторяющихся брейков ударных, как правило, заимствованных из репертуара соул-музыкантов. Именно эти сэмплы легли в ритмическую основу песен в стиле хип-хоп и рэп. И уличный танец, появившийся в начале 70-х годов, соответствовал этой музыке со множеством брэйков, унаследовав от нее и свое название.
Дело Кула Херка продолжили и другие ди-джеи, выводя брейк-бит на новые вершины популярности. Из музыкантов, так называемой «олдскульной» эпохи можно отметить Grandmaster Flash , The Sugarhill Gang . Из представителей новой школы брейкбита -«Orbital », «Fatboy Slim », «Kelis », «New Order ». Многое из музыки «The Prodigy », в особенности их более поздние работы, можно также отнести к Nu skool breaks.
В целом же стиль музыки не утратил своей популярности и сегодня, проводятся многочисленные b-boying фестивали и баттлы в самых разных частях земного шара на которых звучит новая музыка популярных сегодня исполнителей .