«Зарисовки упадка»
Ребята из «Прямой Линии» прислали статью «Зарисовки упадка» из хип-хоп журнала «Слово» о «дегенеративных явлениях в отечественной рэп-сцене». Естественно же в статье неутомимо клеймят почем зря 25/17 и сотоварищей, а также тенденции, коллективом порожденные. Статья в некоторых моментах очень интересная, в некоторых – просто провальная. Конечно же стоит упомянуть, что данный материал был мгновенно взят на вооружение всяческими «борцами». Публикация данной статьи не ставит редакцию нашего сайта в ряды критиков или апологетов «правого рэпа». Мы просто даем возможность высказывать разные точки зрения на современный хип-хоп. Все-таки хоть какая-то аналитика.
Многие из вас, уважаемые читатели, наверное, начинали слушать рэп с русскоязычных исполнителей. У каждого были свои «родоначальники стиля», у кого-то Bad Balance, Рабы лампы и D.O.B. Community, у кого-то Каста и Многоточие, а у кого-то Центр и Баста/Ноггано. Многое сказано о развитии русского рэпа, много восторженных слов сказано о его современном состоянии. Но вот беда, в основном хвалебные слова говорят те, кто сам себя к нему причисляет. То есть исполнители, которые работают в традициях той школы, которую принято называть русским рэпом. А значит, и объективности в этих словах искать не приходится. И дело даже не в том, что наши с вами товарищи хотят нас обмануть, но в том, что они действительно уверены в идее, будто русский рэп развивается и развивается в лучшую сторону. Они-то привыкли видеть рэп именно таким, они на нём росли, а другого рэпа многие из них не знают. Если они и слушают западный рэп, то как правило «звёзд MTV». И поэтому на их фоне модный нарко-хоп из центра России выглядит ого каким андеграундом. А что он несёт нам? Мне, тебе, ему? Вон тому двенадцатилетнему пацану, который уже абсолютно уверен, что самое главное в жизни, чтоб качели качали, а больше ничего и не надо. Пофигу, что ему уготована судьба «винтика» на службе системы – он будет всю жизнь ходить на завод, бухая по вечерам и засыпая под телесериалы. Вам не напоминает такая жизнь существование овоща? Мне, да. И вырвать этого пацана из «овощного лотка» может только культура. Культура не как развлечение, а как жизненные ценности и образ жизни на них основанный. И если в раннем русском рэпе, как бы его сегодня не поливали грязью, эти ценности продвигались, а также продвигались критические по отношению к существующей системе идеи, то в современном таковых тем становится всё меньше. И уж точно не услышите вы их по музыкальным телеканалам. Русский рэп в 90-х, находясь в глубоком подполье, при этом умел и веселиться и говорить на серьёзные темы. Сейчас же и веселье довольно специфическое «клубно-нарко-дегенеративное», а про серьёзные темы уже забывать стали.
Конечно, не всё так плачевно. Во-первых, многие из классиков продолжают делать достойный рэп, а во-вторых, и среди молодых появляются группы, которым есть что сказать. Но их значительно меньше, чем хотелось бы. В соседних странах, в восточной Европе, практически в каждом городе есть множество андеграундных рэп групп, которые говорят не о собственной крутости и наркоте, а о темах, важных независимо от возраста и интересов, важных для всего общества. Очень хотелось бы слышать побольше таких группы на просторах бывшего СССР. Пока их слишком мало. Хотелось бы видеть у нас людей, знающих что такое хип-хоп. Людей, имеющих чёткое представление об этой культуре, её истории и философии. Они тоже, к счастью, есть, но их снова-таки слишком мало, мизерное количество по сравнению с тинэйджерами, для которых сегодня созданы все идеальные условия – хип-хоп шмотка на каждом углу, такие же тинэйджеры (не по возрасту, но по уровню мышления) по ТВ, форумы и чаты, чтобы в безопасной и уютной обстановке показывать свою крутость.
На этом фоне каждый думающий человек, принадлежащий к хип-хоп культуре на вес золота. Особенно если посмотреть, какие проекты люди поднимают на голом энтузиазме – крупные сайты, интернет радио и даже книги. Про них не говорят со сцены стадионов, где выступают «звёзды рэпа», про них не знают миллионы, гопота не крутит их мелодии на мобилах, но зато у них есть кое-что важнее денег и популярности – у них есть уважение! Кому оно надо – скажет папин сынок, который мечтает за деньги отца стать очередной «звездой» в клубах и на Интернет сайтах. Для него уважение ничего не стоит и никогда не будет стоить, потому что продажных и пустых манекенов никто никогда не уважает и они никого не уважают. Все ценности там исчисляются в цифрах на банкнотах. А для свободного человека – уважение – ценность, которую не меняют на бабло. Идеализм? Только с этим идеализмом можно реально улучшать свою жизнь, объединившись с такими же людьми идти к реальным целям – в политике, в работе, в образовании. А те, кто будет пускать слюни на джипы «рэп-звёзд» так и останется марионеткой, которая правда всё-таки поможет очередной «звезде» заработать на этот самый джип.
Но об этом уже многократно сказано и в принципе всё понятно. Конечно, радости особой коммерциализация хип-хопа не доставляет, но и урона настоящей хип-хоп культуре она нанести так же не может. Эти два хип-хопа слабо связаны между собой. Но есть в современном русском рэпе одна тенденция, которая несравнимо более позорна, чем любой шоу бизнес. Зовётся это чудо-юдо правый рэп. Понимаю, смешно звучит. Правда смеяться особо не приходится, учитывая количество тусовок этого самого «правого рэпа». Они растут как на дрожжах. Достаточно полазить по «контакту», чтобы увидеть группы, в которых по нескольку тысяч человек и в описании которых «сияют» фразы типа – «продвигаем русскую идею под горячие ритмы хип-хопа». Эти «рэперы» даже не видят парадокса – продвигать шовинизм под музыку свободы, к тому же шовинизм белый под чёрную музыку. При этом некоторые из них всё делают очень хитро – в отличие от наиболее тупых своих соратников – они не читают напрямую о том, что все «инородцы» и «иноверцы» должны быть уничтожены, они ходят вокруг да около. Сначала пару текстов против наркотиков и алкоголя. На злобу дня, а значит к исполнителям уже появляется интерес и слушатель начинает с ними соглашаться. Потом пару треков про потребительство и продажность. И снова в точку, затронули животрепещущие темы. А дальше тонкие намёки на то, что во всём виноваты американцы и люди с другой культурой, которые якобы хотят править тобой с помощью наркотрафика и индустрии развлечений. И здесь становится всё понятно. К несчастью далеко не всем. Многие люди, которые НЕ больны расизмом, видят в этом не ксенофобию, а здоровый патриотизм. Ведь не все из новоиспечённых фашистов говорят об уничтожении всех приезжих. Всё делается аккуратно на уровне намёков, в общем, как и принято в среде хитрых и лживых манипуляторов массовым сознанием. Одна из самых модных ныне тусовок из этой когорты – Засада продакшн. Начиналось всё медленно и аккуратно – с вполне нейтрального и здравого, казалось бы, трека – «Будь белым» группы Иезекиль 2517. Названьице, конечно, провокационное, но это ничего не значит. Главное смысл – не подражай, не коси и т.п. Вроде всё нормально. Но это был лишь первый шаг. А дальше больше – лозунг «толерантным людям на наших концертах не место», высказывания типа «я не слушаю негров» (Бледный), неонацисты на концертах, и клип очередных протеже Бледного – группы Идефикс «Овощи», после которого многие рэперы писали на форумах, что «Засада уже перешла к призывам». При этом сам Бледный в интервью как «угорь на сковородке» – юлит вокруг да около, всё ссылаясь на «глупость масс», но прямо так и не говорит о своей позиции. Особенно интересно интервью, данное Бледным Наггано на «Хип-хоп ТV». Он там всё определения национализма из Википедии приводит, снова о «тупых массах» разглагольствует, но на прямые вопросы так и не отвечает. При этом Бледный слывёт принципиальным человеком. Страх потерять слушателей? Так мы ж «тупая масса», которой «гений и учитель» не может чётко объяснить свои ксенофобские взгляды.
Даже некоторые представители знаменитого White Smoke Clan, который некогда наводил страх на нацистские группировки Москвы, сейчас пишут на сайтах, что «толерантным здесь не место». А что в итоге? В итоге сущность хип-хопа переворачивается с ног на голову. Культура, которая изначально была голосом социально угнетённых групп и остаётся таковой во всём мире, в руках псевдопатриотов становится средством для угнетения, вместо реального врага – нам подсовывают наших братьев, которые отличаются лишь цветом кожи и языком. И, конечно же, только они торгуют наркотиками, наживаются на бедных, воруют,убивают и т.д. Плачевно, что такие убогие мифы столь эффективно работают. Никто не удосуживается посмотреть статистику преступлений за год. И тогда оказывается, что в пропорциональном соотношении иммигранты совершают не больше преступлений, чем местные жители, и преступников среди них тоже не больше. Кроме того, нужно быть полным дегенератом, чтобы считать, что склонность к преступлениям определяется цветом кожи или генетическими характеристиками. Биологию надо было учить, а не Майн Кампф почитывать. Уже слышу, как многие кричат: «что ты сразу про Майн Кампф, ты не путай нацизм и патриотизм». Я и не путаю. Давайте чётко определим понятия фашизма, расизма, нацизма, национализма и патриотизма. Итак, фашизм – идея, классическая формула которой звучит «всё для государства, ничего вне государства» и является демонстрацией превосходства правящей группировки над другими. В случае если фашистской организации пока власть не удалось захватить, они говорят об «упадке державы», «прогнившем государстве» и «рушащейся родине» (сравни с текстами Грот и 2517). При этом фашизм не обязательно предполагает расизм (у «классика» фашизма Б. Муссолини в партии были евреи и расовые притеснения начались только после союза с А. Гитлером). Расизм – дискриминация по расовому признаку. Как разновидность существует национальный расизм – то есть дискриминация по этническому или национальному признаку. Нацизм = фашизм + расизм (точно также коммунизм советского типа = фашизм + классовая ксенофобия). И, наконец, национализм – самая интересная из данных идейных концепций. А интересна, она тем, что национализма можно выделить три. Первый – государственный национализм – в основе объединения нации видит государство. В итоге на практике он ничем не отличается от фашизма, это национализм правящей бюрократии. Второй – национализм колоний, в основе которого стремление определённых групп населения создать собственное государство и освободиться от власти империи. Такой национализм после достижения освободительных целей может привести как к демократии, так и к фашизму – всё зависит от типа государства, которое будет создано, а соответственно от идей его создателей. И, наконец, третий вид – культурный национализм. Формула этого национализма звучит следующим образом – «моя нация не лучше других, но она и не хуже других». В основе такого национализма лежит уважение к истории и культуре своих предков, языку и осознание ценности этой культуры. А человек, который знает свою историю и культуру понимает, что ни одна культура не создавалась только одним народом, все культуры возникали как процесс взаимодействия представителей различных этносов и наций. Вывод – уважение ко всем нациям и культурам. Культурный национализм = патриотизм. Соответственно, с таким национализмом может сочетаться только один политический строй – демократия, так как только в условиях свободного общества (насколько это возможно) культура может развиваться. Нигде, где есть раз и навсегда установленные «верные» идеи ничего не развивается – там начинается застой и гниение.
А теперь давайте посмотрим, к какому из данных понятий наиболее близки идеи «белых правых рэперов». Покажите мне, где хоть кто-то из них поёт про русскую культуру? Я нашёл только одну строчку у Грота и то она поражает своей «любовью» к культуре: «На каждого Шекспира здесь есть Достоевский». И этим людям, по вашему мнению, нужна культура? Им нужно уничтожить «инородных Шекспиров» перекрыв их «родными Достоевскими», т.е. Достоевский – это средство в борьбе с «проклятым западом», а не ценность. На этом собственно культурные опусы у «правых» заканчиваются. Зато вдоволь опусов чисто государственнических (читай определение фашизма), про «рубежи родины», за которую нужно умирать. Заметьте, все шовинисты всегда умирают за родину. Хоть бы один написал текст, в котором говорилось, что он хочет за родину жить. Вот там где за родину не умирают, а живут – развивается и экономика, и культура, и наркоманы с «инородцами» никакой угрозы ей не составляют. А там, где все «мрут за родину» родина эта гниёт, потому что работать и думать некому, все готовятся к войне. Да, кстати, патриотизм не бывает милитаристским, потому что он направлен на любовь к своей родине, а родина – это культура во всей её совокупности, а не имперские замашки. Именно последним и служит милитаризм, ведь он направлен на войну с «другими», «не такими» и на их подчинение.
И, наконец, алкоголики и наркоманы. Я последний, кого можно обвинить в симпатиях к этим категориям людей – я не употребляю ни алкоголя, ни наркотиков, ни табака на протяжении нескольких лет. Но, кто я такой, а тем более, кто такие «правые рэперы», чтобы решать, что все алкоголики и наркоманы должны быть уничтожены? А именно такие призывы звучат в их текстах, и именно таких «борцов» они приводят в пример в группах «в контакте». Достойный человек, который на самом деле хочет решить важные и опасные проблемы наркомании и алкоголизма должен развивать культуру и участвовать в политике, чтобы изменить социальную систему, в которой он живёт – создать для будущего поколения возможности жить по-другому, не пивши и торчавши, и не в поисках «геройских подвигов» на улицах, а развиваясь и создавая своё будущее и помогая своим близким и друзьям, независимо от их цвета кожи, вероисповедания и традиций.
Конечно, «правые рэперы» не расисты, в классическом смысле, они именно фашисты, которые мечтают воссоздать империю под их «идеями», смешивающими отрицание потребительства и отрицание инакомыслия. То есть, если тебя, к примеру, зовут Мансур или Ашот, ты родился в России и поддерживаешь великую российскую империю, чистую от «наркоманов и иммигрантов», то для «правых рэперов» ты будешь своим, а если тебя зовут Иван, но ты хочешь видеть Россию демократической страной, то ты для них «предатель родины».
Так как толерантным людям на их концертах не место, там всё больше стало появляться «людей» со свастиками на рукавах, которые вскидывают руки во время исполнения псведопатриотических гимнов. При этом, они конечно же прикрываются верой, что особенно противно для каждого по-настоящему верующего человека. Все конфессии мировых религий, в том числе и православие учат любви к ближнему, а не ненависти. А то, что в последнее время всё больше попов, которые проповедуют ненависть к евреям, мусульманам и «проклятому западу», так это лишний раз показывает их «веру». Нет среди фундаменталистов верующих – они идут не к Богу, а к сатане. Почему? Потому, что сказано в Библии: «Бог есть любовь», а не ненависть которую проповедуют фашисты, под прикрытием церковных символов.
Да и ненависть к западу и вечное стремление идти «своим путём» у фашистов всегда превращается в путь к диктатуре. Конечно, на западе масса проблем и эта цивилизация загнивает, но уж точно не имперская диктатура спасёт человечество. Есть универсальные принципы, которые едины для всех людей – свобода и взаимоуважение. И они прекрасно сочетаются со всеми культурами, позволяя им мирно сосуществовать.
Но не примут этих принципов фашиствующие «рэперы».
Вот такой вот «новый русский рэп».